Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения.
Целью методической работы является повышение уровня профессиональной культуры учителя, развитие его творческого потенциала для получения стабильно положительных результатов педагогического процесса. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями. Т. е. главное в методической работе – это оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Задачи методической работы в школе:
- Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам.
- Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями.
- Вооружение педагогов наиболее эффективными способами организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
- Развитие педагогического творчества, анализ, обобщение и диссеминация опыта педагогов.
- Создание собственных методических разработок, индивидуальных технологий и программ.
Модель методической службы в школе построена на основе предметных методических объединений:
- МО учителей математики, физики, информатики;
- МО учителей русского языка и литературы;
- МО учителей начальных классов;
- МО учителей иностранного языка;
- МО учителей естественных наук, технологии и ИЗО;
- МО учителей физической культуры.
Руководители методических объединений образуют методический совет, который оказывает компетентное управленческое воздействие на важнейшие блоки учебно-воспитательного процесса, анализирует его развитие, разрабатывает рекомендации по совершенствованию методики обучения и воспитания. Методическая тема, над которой работает педагогический коллектив «Достижение оптимальных результатов образования через усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания и введения ФГОС».
Формы организации методической работы над единой методической темой следующие:
- тематический педсовет;
- заседания методического совета.
- методические объединения свою работу строят как традиционно (посещение и анализ уроков, собеседования, обмен опытом, консультации и т. д.), так и применяя активные формы (беседа за круглым столом, мастер-класс, дискуссии, тренинги);
- ведется работа с вновь прибывшими специалистами;
- проводятся предметные недели;
- учителя работают над темами самообразования.
Осуществляется контроль курсовой системы повышения квалификации и аттестации педагогов.
Проводятся занятия теоретического тематического семинара по теме «Педагогические технологии и инновации в образовательном процессе». Семинары помогают педагогу ориентироваться в пространстве педагогической деятельности, успех которой зависит от твердой теоретической (научной) платформы.
Цель семинара - содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы.
Задачи семинара:
- ввести учителей в понятийно-категориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями;
- способствовать овладению знаниями, умениями мыслить и оперировать понятиями и категориями современной гуманистической психологии и педагогики;
- развивать творческие и исследовательские способности учителей;
- содействовать развитию рефлексивной культуры педагога, т. е. интегративному, динамическому образованию личности, включающее в себя овладение комплексом рефлексивных знаний и умений, способов самопознания, самооценки, выработку установки на ценностное отношение к профессиональной деятельности и на развитие профессионально личностных качеств.
В школе есть методический кабинет, где формируется банк методических, инструктивных, аналитических материалов и нормативных документов:
- материалы деятельности методического совета;
- информационно-методическое обеспечение (нормативные документы, инструктивно - методические письма и рекомендации и пр.);
- литература в помощь учителю по самообразованию (по вопросам воспитания, методики преподавания, педагогическим технологиям, управлению, в электронном виде в том числе).
На базе методического кабинета:
- обеспечивается оперативная методическая помощь педагогам и руководителям МО по проблемам профессиональной деятельности, организации образовательного процесса, методической работы;
- организуется методическая поддержка педагогам школы в инновационной деятельности, в разработке учебных программ;
- оказывается помощь педагогам в подготовке к аттестации;
- проводятся совещания, заседания МО, занятия творческих групп и др.
Одним из основных направлений развития общего образования в рамках инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка талантливых детей.
В связи с этим в школе ведется работа с одаренными учащимися и учащимися, проявляющими стойкий интерес к предмету:
- проводятся предметные олимпиады, победители которых принимают участие в областных олимпиадах, кроме того, отдельные школьники участвуют и в дистанционных Интернет-олимпиадах;
- учителя дают творческие задания, включают ребят в исследовательскую деятельность, изучение дополнительной литературы по предмету.